Назад к списку

АНАЛИЗ ФИЛЬМА "ИЗ МАШИНЫ"

 Итак, "ИЗ МАШИНЫ", который прошёл в наших кинотеатрах четыре года назад, в 2015 году почти совершенно незамеченным, это дебют талантливого режиссёра Алекса ГарлендаФильм прекрасно дублирован, все интонации передаются с большой любовью и точностью.Удивительно ёмко и точно сформулирована задача на решение теста Тьюринга: сможет ли молодой и талантливый специалист отличить изощрённый машинный интеллект от человеческого?Эпиграфом к фильму можно было бы взять фразу из интервью,взятого у Кена Уилбера:

 - Скажите, можно ли развиваться без учёта потребности в любовных отношениях?

 - Нет, это будет похоже на игру в шашки с самим собой.


 "Как хорошо было бы пойти на свидание..."(трогательные, доверительные, проникновенные интонации - главной героини фильма - машины, представленной в чарующем облике прелестной и обворожительной девушки - Авы, в блестящем исполнении актрисы Алисии Викандер) 

И вот уже "игра в шашки с самим собой" или тест Тьюринга началась. Уязвимость и ювелирное мастерство изощрённого машинного интеллекта, напрочь лишенного сочувствия и сострадания... Лишённого вообще каких бы то ни было человеческих чувств, которые не поддаются программированию, а зарождаются и выкристаллизовываются у млекопитающих и людей в течение миллионов лет , как потребность заботится о слабых, умение делиться пищей, потребность в сочувствии и сопереживании... 

Причём машина в этом фильме предъявлена во всей своей манящей красе чарующей сексуальности и предъявлении типичных гендерных различий...вот она прямо здесь за бронированным стеклом... манящая и загадочная... на расстоянии вытянутой руки...и для неё жизненно необходимо решить для себя типовую задачу "крыса в лабиринте" всего лишь с одним спасительным выходом... ведущим к желаемой и манящей свободе... обещающей вечную жизнь... 

И машинный интеллект, наделённый способностью безошибочно считывать и имитировать человеческие чувства,с этой задачей блестяще справляется...Это ли ни очередное торжество не обременённого чувствами интеллекта! - над человеческими чувствами...

Предельная рациональность и абсолютная свобода от каких бы то ни было чувственной обусловленности и предрассудков...в котором схватывается и мгновенно анализируется и учитывается малейший нюанс, проносящийся в лицевой мимике...отображающий неуловимые эмоциональные состояния человека.И человек, с его уязвимостью, проекциями и чувствами, эмоциональной зависимостью, потаёнными желаниями и фантазиями... в очередной раз оказывается, жалким подопытным кроликом и безнадёжным аутсайдером в этом тесте...хотя эта уязвимость пролегает вовсе не в области его интеллекта,а именно в чувственной сфере!!!Прекрасно понимая, что собственно происходит, он сам создаёт для себя ловушку, пролегающую в его чувствах, которая оказывается для него роковой.Именно в чувствах пролегает и находится его роковая зона уязвимости...в способности к человеческому сопереживанию...состраданию...Именно, уязвимость и обусловленность эмоциональной сферынеизбежно и приводят его к катастрофе...и, напротив, именно их отсутствие ведёт к неотвратимому "торжеству машинного интеллекта"... 

Ведь, как оказалось, абсолютно никаких чувств гениальный архитектор в своё творение не закладывал, да и не мог заложить... Но зато заложил уникальную способность безошибочно считывать и распознавать эмоциональные реакции по мельчайшим сокращениям мимических мышц...(в качестве зон уязвимости объекта)...и имитировать в ответ нечто сопряжённое, но фальшивое по своей природе, чтобы использовать в своих целях эту раскрытую и обнаруженную уязвимость... 

На этот же аспект реальности в своё время панорамно, убедительно и точно указал и Френсис Коппола в своём гениальном эпическом фильме "Апокалипсис сегодня":в войне всегда имеет преимущество тот, кто не имеет никаких нравственных ограничений...это была одна из последних актёрских работ Марлено Брандо...

"Скромное обаяние буржуазии из фильма "Матч поинт" ...

и "торжество машинного РАЗУМА", лишённого каких бы то ни было человеческих чувств, нравственных ориентиров и ограничений...которые берут начало в воспитании наших чувств, происходящем в первые годы жизни...если они правильно сформированы...ведь именно они хранят в себе память о пройденном пути эволюции...

напоминая нам, что такое БОЛЬ и УЯЗВИМОСТЬ... когда возникает угроза жизненным ценностям и рушится целостность...

ИМЕННО, поэтому человек создаётся каждый раз как бы изначально, заново, что выражается в сухой формуле:

"онтогенез повторяет филогенез", затем период становления лимбической системы, связанной с эмоциями и чувствами... точно так же как человеческий зародыш проходит ВСЕ стадии эволюции и в нём присутствует вся боль становления человеком... тот же последовательный процесс, связанный с последовательным становлением психики, с эпигенезом, чтобы можно было сказать: 

"Счастлив тем, что целовал я женщин, 

Мял цветы, валялся на траве, 

И зверье, как братьев наших меньших, 

Никогда не бил по голове". (С. Есенин) 

Машинный интеллект, представленный в фильме, не знает, что такое боль... но содержит в себе неукротимую силу и всепоглощающую жажду продолжения... 

Так же и в нашей человеческой жизни... утрачивая связь и контакт со своим физическим телом с его болью и радостью... когда возникает патологический разрыв между интеллектом и чувствами... это неизбежно приводит к бесчувственности и виртуализации сознания...человек концентрирует своё внимание на интеллекте,ум создаёт в себе виртуальную искажённую копию мира,представленную в доминирующих мыслях и образах,Копию, в которой нет места для чувств, где вытравлена совесть... и человек постепенно превращается в бездушную машину... чувства, которые возбуждаются и берут своё начало в интеллекте - фальшивые чувства, по существу, лишь бездушная имитация...симулякры чувств... за которым, как правило, стоит трезвый и бездушный расчёт...

Чувства начинают обслуживать ментал, который желает доставить нам только "всё самое лучшее"!!! 

Экзальтированная менталом эмоциональность!(ведь мы этого достойны!)

Не случайно, кто-то из великих утверждал,что избегая боли невозможно развиваться...точно так же, как и избегая взаимоотношений...но, увы, как ни крути, - никто и ничто не может наделить машину чувствами, для этого нужно пройти весь путь эволюции субъективности от первичного атома до человека... 

И игра началась!!! 

В нашей современной цивилизации сексуальность умело эксплуатируется, всячески извращается... в разного рода телешоу и телевикторинах... доводится до абсурда...этот пир во время чумы...в котором человека низводят до состояния сокуровского "скорбного бесчувствия"...и он превращается в беЗдушную беСчувственную машину...

И это уже инволюция!!! 

Но об этом я уже ни раз писал, анализируя этот выдающийся фильм.... 

И сегодня я хотел бы поговорить о другом!

О нейронных контурах ВНУТРИ нас самих...Ведь этот машинный интеллект Авы живёт в тех или иных формах внутри каждого из нас...Эти нейронные контуры, построенные на бесчисленных синаптических связях активированы окружающим социумом внутри каждого из нас... 

Не случайно, Нейтон, - гениальный изобретатель Авы, раскрывает и подчёркивает эту ТАЙНУ машинного интеллекта Авы - она черпает свои поведенческие паттерны из подключения её мозга глобальной человеческой сети, выбирая доминирующие и ведущие к успеху поведенческие стереотипы - внешняя референция... 

Вот она ТАЙНА! - лежащая на поверхности и бьющая со всей неотвратимостью в самое сердце нашей цивилизации... 

И эти контуры в той или иной форме присутствуют в каждом из нас...