Назад к списку

О свободе воли и выбора

То сокровенное Таинство, которое и есть "Сама Жизнь", может переживать себя только через субъективность каждого индивидуального живущего, переживающего внутри себя все формы бесконечного проявления "Самой Жизни"... у которой нет ни начала, ни конца...


По моему скромному мнению, нигде, наверное, нет такого многообразия суждений и разного рода путаницы, как в вопросах свободы и предопределённости в жизни человека. И всё это, на мой взгляд, по той простой причине, что говоря о свободе и предопределённости, как в жизни каждого отдельного человека, так и в целостном существовании самой вселенной, зачастую не учитывают конкретный контекст, с которым связано то или иное утверждение, степень его обобщения... А ведь каждое утверждение имеет смысл только в определённом контексте, в котором оно справедливо. 

В своё время один из гениальных основателей структурной лингвистики Грегори Бейтсон, авторитетно утверждал, что "важнейшей характеристикой интеллекта является способность к тонкому различению"... Свобода и необходимость, возможность выбирать различные стратегии и предопределённость этого выбора... Где обитает то и другое? 


Какова "священная обитель" нашей свободы, каковы её границы, да и есть ли она вообще? 

Экзальтированные нью-эйджевские сторонники неоадвайты и единства всего Сущего... отвечают на этот вопрос категорично и вполне однозначно - всё предопределено! - Целое действует как Единая, Неделимая Тотальность, где "потяни за травинку и содрогнётся вся вселенная"... и мы лишь встроенные и омрачённые неведением, виртуальные кадры в этой непрерывной кинохронике, в которой сценарий уже изначально прописан, фильм тщательно отрежиссирован и отснят... а мы лишь "тени", пробегающие на экране восприятия... и, вообще говоря, как "фантом", нечто сумеречное, эфемерное может влиять на то, что есть, реально "по-настоящему"? 

Пишу вот это сейчас и испытываю внутри себя гигантское внутреннее сопротивление... настолько необъятной для меня кажется эта тема... и несоизмеримой с размером какого бы то ни было поста... Есть две основополагающие силы: одна ведёт все процессы к хаосу и большей вероятности реализации неких событий, которые могут проявить себя гораздо большим количеством способов... (можно вспомнить поясняющий разговор на эту тему между Грегори Бейтсоном и его дочерью о порядке и беспорядке на её столе) и конечным, предельным выражением этой основополагающей силы является ХАОС - бесконечное многоообразие всех возможностей... выражением этой силы, источником всего творчества является в индийской традиции бог ШИВА. Этот принцип формулируется традиционной наукой, как второй закон закон термодинамики: "энтропия в замкнутых системах без притока энергии и информации стремиться к возрастанию"... 

Ну, и, наконец, естественно существует и другая сила, которая из этого бесконечного творческого разнообразия "пустотности хаоса" каждый раз воссоздаёт некую организованность, своеобразную форму индивидуальной обусловленности, некую упорядоченную низковероятностную индивидуальную структуру... которая способна сохранять и проносить свою целостность во времени и пространстве... Олицетворением этой силы является творец - Брахма... Кен Уилбер ввёл и развивает вот уже на протяжении десятилетий свой интегральный подход, и одним из оснований этой модели является понятие холона и введённые на его основе "законы холархии"... 

Холон - это некая обособленная целостность внутри себя и часть целостности более высокого уровня, - так определил это понятие ещё Платон, а затем возродил Артур Кестлер в своей книге "Дух в машине" (1967). Каждая холархия иерархична, то есть каждый вышестоящий уровень холархии определяет специфичность нижестоящего уровня в своей собственной организации, но при этом не нарушает законов целостности и функционирования нижестоящего уровня, на который он опирается. Таким образом, в этой модели мы видим некое оптимальное соотношение между свободой и предопределённостью: всё, что принадлежит и поддерживает целостность нижестоящего уровня холархии должно являться "священным" для вышестоящего уровня, так как на этом базируется его собственная целостность и благополучие, на этой основе, как на фундаменте, вышестоящий уровень создаёт свою собственную эмерджентную (добавочную) свободу выбора. и с другой стороны сам этот вышестоящий уровень служит основой для следующего вышестоящего уровня и отдаёт (делегирует) ему часть своей свободы, чтобы тот смог построить свою собственную целостность и обрести свою собственную добавочную к нижестоящему уровню (эмерджентную) свободу. 

Таким образом, свобода выбора каждого уровня холархии, в этой модели, как бы зажата между первоначально заданной предопределённостью нижнего уровня, создающего основу и обусловливающего саму возможность существования последующего уровня и изливающимися сверху "требованиями" вышестоящего уровня. И адекватность в осознании границ этой свободы заключается в способности видеть и то и другое. 

Или как выразился гениальный классик: 

  • Свобода есть осознанная необходимость.
  • Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в возможности поэтому планомерно пользоваться ими для определенных целей. Это верно как о законах внешней природы, так и о тех, которые регулируют физическую и духовную жизнь самого человека …
  • Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом) 
И рассуждая о свободе и предопределённости в жизни каждого из нас... я неожиданно ясно увидел, что никакой свободы на самом деле в нас самих не существует, мы все состоим из тех или иных предопределённостей и обусловленностей, это наше определение и вся свобода - это лишь выбор между той или иной формой обусловленности, которая создаёт нас... и этот выбор в свою очередь вероятностно предопределён и проистекает из предыдущей обусловленности... это как клавиши рояля, мы просто нажимаем на те или иные клавиши, делая этот выбор, и благодаря этому выбору обретаем то или иное звучание и так складывается мелодия жизни каждого из нас: из неопределённости рождается некая определённая мелодия... но все клавиши уже предсуществуют и заданы, мы просто выбираем свои... в соответствии с вероятностно заданной предопределённостью и думаем, что мы свободны каким-то иным своим особым способом, но это лишь выбор той или иной обусловленности, только и всего... и это прекрасно, потому что в этом так много разнообразия... хотя на рояле клавиши охватывают всего лишь несколько октав, а сколько симфоний, сонат и джазовых композиций и импровизаций может быть создано... при одном лишь условии... если ты научился в совершенстве владеть инструментом и знаешь всего его особенности звучания... 

Да... весь мир создаётся из вибраций разного частотного диапазона и каждый видит и ощущает его изнутри своей реальности и в своём диапазоне доступных ему вибраций... Струны удерживают какое-то время заданную Исполнителем частоту вибраций: одна за другой или все вместе... и в результате в Его сознании рождается мелодия... которой не существует для самой струны: переходя с одной ноты на другую она забывает о ней... и не ведает ни о никакой создаваемой мелодии... Возможно так и каждый из нас, приходит в этот мир ниоткуда, звучит некоторое время и уходит вновь в никуда... 

Но кто тот Исполнитель, который наслаждается звучанием самой мелодии, которая за пределами слуха вибрирующей струны? Да, да... выбор той или иной формы обусловленности, создаёт фильтры восприятия реальности, да и саму реальность для нас, как она есть для нас... из всего бесконечного разнообразия мы выхватываем то, из чего воссоздаём себя от момента к моменту, от момента к моменту... какая-то неуловимая грань между хаосом и фиксацией какой-то мимолётной формы, непрерывное перетекание из одной формы в другую... и всё-таки в каждом из нас звучит какая-то своя неповторимая мелодия, незримо проходящая через всю нашу жизнь... 

И, пытаясь разглядеть себя самого, мы всё время видим какую-то из форм обусловленности, которая выдаёт себя за нас... Мы всегда видим тень, призрак, некое отражение... Но никогда-никогда не сможем увидеть самих себя... того, кто просто смотрит... Абсолютная безсодержательность, порождающая все содержания. И все попытки той или иной обусловленности освободиться от себя самой тщетны и обречены на провал... И то, что создаётся от момента к моменту как обусловленность, не может вывернуться из себя самой... и любая попытка подобного "выворачивания" представляет и воспроизводит собой лишь новую форму обусловленности. Тому, что есть, как некая Тотальность Бытия, нет необходимости освобождаться от какой бы то ни было обусловленности, чтобы быть тем, что есть.